Путь к современным методам нанесения изображений на керамику начался еще в древние времена и начало этого пути лежало с ручной росписи.
Первые работы по созданию изображений на керамике были выполнены много веков назад. Первые упоминания о таких изображениях известны в источниках Вавилонских текстов, подтверждение чему послужили найденные археологами образцы изделий с росписью на посуде. В Древнем Китае очень активно развивалось ремесло создания изображений (орнаментов, образов, людей) на керамике.
Ниже приведен ряд работ изображений на керамике, выполненные мастерами в Древние времена.
Рис. 1
а) Этрусские тарелки на высокой ножке. Конец IV – начало III в. до н.э., Чивита-Кастеллана, Италия
б) Глиняные кувшины, 1800—1600 гг. до н.э., Кипр
в) Парфюмерный сосуд грушевидной формы – арибалл. 630-590 гг. до н.э. Коринф
г) Лекиф с изображением солярных символов. Начало VI в. до н.э. Остров Родос
д) Краснофигурная амфора, вторая – третья четверть IV в. до н.э. Италия
Технология нанесения изображений на керамические изделия включает в себя обязательную температурную обработку изделия, при которой обеспечивается адгезия изображения, выполненного краской с телом изделия.
В технологии росписи применяются разные типы красок: надглазурные краски, подглазурные краски, керамические пигменты и другие типы красок.
Совершенствование мастерства росписи по керамике позволило создавать реалистичные картины природы на панно из керамической плитки. Одна из таких работ представлена на рисунке ниже.
Рис. 2 Керамическое панно «Мадрид», архитектор Анибал Гонсалес. 1929 г. Площадь Испании. Севилья, Испания
Одним из относительно современных продолжателей технологий создания изображений на керамике стала технология шелкографии, которая применяется и по сей день для крупносерийного тиражирования декольных изображений для декорирования плитки и посуды. Эта технология позволила производителям фарфоровой, стеклянной, эмалированной и другой посуды наносить рисунки (узоры, картины) разных размеров и разной цветовой гаммы.
Рис. 3 Фарфоровый сервиз и набор эмалированной посуды
Для создания черно-белых изображений ритуальной фотокерамики еще век назад пришел метод технологии аналогового деколирования с помощью фотопроявления, в котором с помощью коллодия и системы фотопроявления на стекле изготавливалась поверхность с разными зонами липкости, на которые в дальнейшем наносилась надглазурная краска.
В 90-х годах ХХ века следующим этапом развития технологии аналогового деколирования с появлением черно-белых принтеров стало возможным упростить изготовления позитива, методом принтерной печати.
С развитием цифровых технологий в конце 90-х годов XX столетия пришел новый метод получения черно-белого декольного изоборажения, на этот раз уже цифровой. В основе этого метода лежит печать на декольной бумаге с помощью черно-белого лазерного принтера специальным типом тонера. Деколь после обжига на керамических изделиях приобретает коричневатый оттенок, объясняющийся наличием в тонере оксидов железа. Этот метод позволил повысить производительность изготовления ритуальной фотокерамики.
Практически параллельно с этой технологией китайскими специалистами была разработана технология создания изображений на керамических изделиях с помощью струйного принтера и специальных адгезионных (липких) чернил. Данная технология явилась цифровым технологическим прорывом, позволившим создавать не только черно-белые, а и цветные изображения на керамике и металлокерамике. На постсоветском пространстве разработкой и развитием этой технологии занимались российские (Гречко А.И. и др.) и украинские специалисты (Мустафин К.А., Завальнюк В.И. и др.). Одной из наиболее качественной инженерной разработкой стал струйный принтер для фотокерамики с координатным столом, разработанный фирмой «ПЕТ пласт» Рис. 4, позволивший изготавливать цветную фотокерамику с высоким качеством, объяснявшимся высокоточным совмещением слоев краски.
Рис. 4 Керамический струйный принтер с координатным столом
Данная технология изготовления фотокерамики на струйном принтере с координатным столом отличается от других технологией простотой создания цветных изображений и низкой себестоимостью нанесения изображений.
В конце XX начале XXI совместно группой итальянских и немецких ученых была разработана новая технология получения цветной цифровой деколи. В основе этой технологии лежит печать изображения цветными керамическими тонерами с помощью цветного лазерного принтера на декольной бумаге. Впоследствии эти группы специалистов разделились и стали работать независимо друг от друга. Также специалистами некоторых стран были разработаны модификации лазерных принтеров и копиров для получения цифровых цветных деколей, а также были разработаны системы цифровых деколей. Среди таких специалистов инженеры «Центра технологий фотокерамики», которые в результате многолетних исследований и разработок разработали несколько модификаций лазерных принтеров А4 и А3 для печати цветных деколей лазерными цветными принтерами.
Данный метод цифровой деколи применим для создания фотопанно из керамической плитки, декорирования посуды, сувенирного направления, а также ритуальной фотокерамики.
Уже много лет специалисты разных стран проводят исследования и пытаются разработать новый вид керамических чернил для струйной печати для создания фотографических изображений на керамике. Но пока, к сожалению, в этом направлении не удается получить положительных результатов.
На сегодняшний день новейшие технологии фотокерамики позволяют получать на керамике и металлокерамике не только серийные, а и эксклюзивные долговечные изображения с фотографическим качеством и широкой цветовой гаммой. Все это стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу в развитии цифровых технологий и упорному труду специалистов отрасли фотокерамики.
КИРЕЕВА А.Г.
«Центр технологий фотокерамики», http://www.photoceramics-center.ru
Фотокерамика
Модератор: Мыслитель